+7 (351) 225-37-81

Сибирские ученые создали новый способ создания незамерзающего дизельного топлива

Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) анонсировали новый способ производства арктического дизельного топлива. Результаты исследования опубликованы в журнале Oil & Gas Science and Technology - Revue d'IFP Energies Nouvelles.

Группа ученых: И. Богданов, Я. Морозов, Н. Никонова, А. Алтынов, Н. Белинская и М. Киргина надеются, что новый рецепт топлива будет иметь большое практическое значение для стран, осваивающих Арктику. Эффект был получен за счет использования тяжелой дизельной фракции и низкотемпературной присадки. В арктических условиях необходимо использовать низкозастывающие марки дизельного топлива. Огромную часть арктического дизтоплива получают облегчением фракционного состава. Но это ведет к сокращению ресурса дизельного топлива, что способствует:

  • уменьшению выработки светлых нефтепродуктов на НПЗ;
  • изменению состава вакуумного газойля первичной перегонки, в составе которых оказываются тяжелые компоненты, не вошедшие в состав зимнего дизельного топлива;
  • росту нагрузки на вторичные процессы переработки вакуумного газойля при снижении загрузки гидроочистки средних фракций.

Еще одна важная проблема использования дизельного топлива в условиях Крайнего Севера - неполная реализация летнего дизельного топлива. Неиспользованное летнее дизельное топливо консервируется до наступления летнего сезона, занимая нефтяные резервуары. Низкая вязкость дизтоплива (смеси углеводородов различной плотности) предполагает его расслаивание при длительном хранении:

  • тяжелые компоненты сосредотачиваются на дне нефтерезервуара,
  • легкие и средние углеводороды остаются в общей массе.

Расслоение ухудшает качественные показатели дизельного топлива:

  • понижается плотность;
  • облегчается фракционный состав;
  • понижается смазывающая способность,
  • скапливаются отложения на дне резервуара.

Для достижения полной реализации летнего дизельного топлива в зимний период необходимо улучшить эти низкотемпературные свойства путем гидродепарафинизации и добавление депрессорных присадок. Из-за истощения запасов легкой нефти и вовлечения в переработку все более тяжелого сырья производство низкозастывающих марок дизеля становится все более затруднительным.

Сегодня для получения разных марок дизельного топлива, пригодного для использования на арктических территориях, в основном, используются присадки. Большинство научных работ в этой области посвящено синтезу новых, более эффективных присадок. Однако зафиксированы случаи, когда присадки, показавшие эффективность в лабораторных исследованиях, на практике на топливо никак не повлияли. Использование такого топлива может стать причиной остановки дизельных электрогенераторов.

Ученые ТПУ провели исследование и показали целесообразность расширения сырьевой базы производства дизельного топлива за счет вовлечения тяжелой дизельной фракции и использования низкотемпературной присадки.

Содержание добавок в топливе обычно не превышает сотых или десятых долей % (масс.), хотя иногда используют присадки в концентрации до 2 % и более. На НПЗ проще использовать топливные присадки, чем модернизировать технологические установки.

Сибиряки предложили рецептуры производства дизельного топлива согласно ГОСТ «Топливо дизельное. Технические условия»:

  • с вовлечением до 5% об. тяжелой дизельной фракции для получения топлива марки Л;
  • до 5% об. и низкотемпературной присадки для получения топлива марки Е;
  • до 3 % об. и низкотемпературной присадки для получения топлива марки З .

Тезисы доцента отделения химической инженерии ТПУ М. Киргиной:

  • вовлечение небольшого количества тяжелой дизельной фракции повышает эффективность действия низкотемпературной присадки в отношении предельной температуры фильтруемости на 10 °С.
  • при вовлечении 5% «нежелательной» тяжелой дизельной фракции вместе с присадкой, можно получить из межсезонного топлива зимнее, а при 3% из зимнего - арктическое.

В будущем ученым предстоит исследовать количественные закономерности влияния состава разных видов дизельного топлива (фракционного, группового, содержания отдельных углеводородов и гетероатомных соединений) на эффективность действия низкотемпературных присадок. Это поможет оптимально использовать потенциал присадок на топливе любого состава.

Источник: neftegaz.ru