Ученые из ОмГТУ предложили новую конструкцию полимерных канистр для хранения и транспортировки нефтепродуктов. Разработка увеличит возможность одновременной перевозки на европоддоне на 60% по сравнению с традиционным способом. Это также позволит расширить перечень перевозимых товаров. После использования канистры можно будет утилизировать, получив тепло и электроэнергию.
Целью работы является повышение эффективности транспортировки нефтепродуктов в районы Арктики в рамках реализации университетом федеральной программы «Приоритет-2030» национального проекта «Наука и университеты».
Исследователи отмечают, что принцип, запатентованный университетом, схож с известным детским конструктором. Предложена конструкция канистр объемом по 5, 10 и 20 литров, которые группируются в блоки за счет конструктивных элементов типа «шип-паз». Размещение таких емкостей на европоддоне позволяет разместить 640 л нефтепродуктов по сравнению с 400 л в двух традиционных 200-литровых бочках.
Учеными уже разработан полимерный композиционный материал на основе полиэтилена, из которого может создаваться тара, используемая в суровых арктических условиях. Новая тара позволит расширить перечень одновременного размещения различных жидкостей: на одном поддоне может храниться и бензин, и масло, и дизельное топливо, и другие материалы. Предлагаемая тара также должна снизить экологическую нагрузку на районы Арктики и Крайнего Севера.
Согласно разрабатываемой концепции, использованные канистры могут быть утилизированы на месте в разрабатываемой малогабаритной утилизационной модульной установке или возвращены для переработки.
В планах исследователей - создание опытного образца такой установки, которая сможет решить задачи генерации тепла и электроэнергии.
Источник: neftegaz.ru